Главная --- Возможные пути коррекции

Возможные пути коррекции

Возможные пути коррекции

Даже здоровый ребенок, оказавшись в алкогольной семье, проявит отклонения в состоянии своего психического здоровья. Ребенок с психофизической слабостью обязательно даст отклонения психики — вплоть до психопатического развития. Он становится груб и дерзок, поведение приобретает характер протестного, он отказывается учиться, убегает из дома.

Чем сохраннее личность, тем тяжелее она воспринимает психотравмирующие факторы. Таким образом, ребенок из семьи алкоголика находится в ловушке, из которой выбраться невозможно: если у него нет тяжелой степени поражения, то, при средней и легкой он крайне подвержен психотравмам, исходящим из ситуации. И результат при всех возможных вариантах оказывается плохим. Во многих случаях, к сожалению, помещение ребенка из алкогольной семьи в детский дом или интернат оказывается наилучшим решением.

В обратной зависимости находятся не только тяжесть поражения потомства алкоголиков и его подверженность психотравмам. Такая же зависимость имеет место между тяжестью поражения и подверженностью воспитательному воздействию: чем меньше тяжесть поражения, тем более податлив ребенок педагогическому влиянию.

Во многих случаях госпитализации в психиатрические подростковые стационары состояние ребенка врачами оценивается скорее как результат педагогической запущенности, нежели как следствие объективной психической недостаточности. Эти дети, не имея необходимого ухода и надзора в семье, оказывались и вне внимания учителей.

Неорганизованные и внешне, и внутренне за счет слабости воли, они отставали в учебе даже в начальных классах, где вполне могли бы успевать. С возрастанием интеллектуальных нагрузок, не получая помощи, они окончательно отставали от программы к 5—6 классу, теряли интерес к учебе. Иногда появлялось отвращение даже к учебе, а к успевающим одноклассникам — ненависть. Их податливость, послушание использовались не учителями, а дурными сверстниками. Поведение становилось девиантным, отклоняющимся от общих норм. Направление в психиатрическую больницу давалось уже спустя 2—3 года после постановки на учет в детскую комнату милиции.

Врачебный опрос родителей, педагогов, самого ребенка показывает в этих случаях достаточно однотипную картину. Пренебрежение, невнимание взрослых к первым признакам отставания и к выбору друзей, бесконтрольность поведения, первые правонарушения. Постановка на учет в милиции происходит с запозданием, тогда, когда подросток уже сжился с асоциальными сверстниками, когда полностью сформировались порочные навыки.

Эти случаи, такие легкие для своевременного воспитания, доводятся до состояния, в котором и медицинское воздействие зачастую оказывается нерезультативным. Можно лечить расстройства психики. Но какие медикаменты изменят образ жизни? Результаты воздействия и педагогического, и врачебного малоэффективны, так как ребенок возвращается и остается в прежней среде, в прежней ситуации, которые обусловили расстройство. Та же семья и те же педагоги, не имеющие влияния, тот же, ставший чужим класс и та же — это теперь главное — неблагополучная компания.

Главная --- Возможные пути коррекции

Проблемы алкоголизма

Рубрики: