Главная --- Этапы постнатального развития человека
Этапы постнатального развития человека
Для того чтобы оценить все последствия воздействия алкоголя на ребенка после его рождения, надо иметь в виду, что ребенок до совершеннолетия — постоянно развивающийся организм. Особенности постнатального физического и психического развития ребенка резко повышают вредоносность алкоголя для его организма и возможность его превращения в больного — алкоголика.
По современным представлениям, принято выделять шесть стадий развития ребенка: 1) период новорожденности (от рождения до 28 дней); 2) грудной возраст (от 28 дней до 1 года); 3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет); 3) ранний дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 5) школьный возраст (от 7 до 15 лет); 6) подростковый период (от 15 до 17 лет).
Каждый возраст имеет свои анатомо-физиологические и функциональные особенности. Увеличение роста, окружности грудной клетки, массы тела, изменение с началом ходьбы положения тела из горизонтального в вертикальное, развитие речи, нарастание массы мозга и усложнение его функций — это лишь некоторые этапы в развитии ребенка.
Основой процессов роста и развития, иными словами, жизни в целом является обмен веществ; последний регулируется высшим отделом нервной системы — корой больших полушарий головного мозга ребенка. К моменту рождения нервная система в сравнении с другими системами является менее зрелой, именно она ответственна за приспособление организма ребенка к новым, внеутробным условиям жизни и за регуляцию жизненно важных функций новорожденного.
При этом обмен веществ в начальный период жизни ребенка вне организма матери очень неустойчив к внутренним и внешним факторам. В первые 2—3 года жизни (особенно на 1-м году) происходит значительное нарастание массы головного и спинного мозга. Масса головного мозга новорожденного колеблется от 355 до 390 г, к концу первого года жизни она увеличивается в 2,5 раза, к трем годам — утраивается, составляя в среднем 1100 г, в 7 лет масса мозга достигает уже 1250 г (у взрослого — около 1400 г).
Структурному развитию центральной нервной системы соответствует и ее функциональное созревание: формируются механизмы, обеспечивающие непрерывное уравновешивание организма с внешней средой. С конца первого года жизни начинает развиваться речь.
В дошкольном возрасте высшая нервная деятельность все еще определяется неустойчивостью нервных процессов, повышенной истощаемостью клеток коры головного мозга. У детей этой возрастной группы в коре головного мозга наблюдается значительное преобладание процессов распространения возбуждения над процессами торможения.
В младшем школьном возрасте продолжается функциональное развитие нервной системы: в 7 лет еще преобладают процессы возбуждения над внутренним торможением, а значит, сохраняется повышенная истощаемость клеток коры, быстро наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребенка.
Главная --- Этапы постнатального развития человека